6 апреля, в день американского ракетного удара по аэродрому сирийских правительственных ВВС Шайрат, в Сети появились снятые на нем фотографии корреспондента «РИА Новости» Михаила Воскресенского. На одной из них пользователи интернета заметили предметы, похожие на контейнеры, ранее «засветившиеся» в российских репортажах об уничтожении химического оружия.
Журналисты прокремлевских СМИ опубликовали фотографии, по которым видно, что маркировка контейнеров на авиабазе Шайрат отличается от маркировки советских контейнеров с химическим оружием.
Вверху — контейнер на авиабазе Шайрат, фото Александра Коца (КП); внизу — контейнер с химоружием (зоманом) из репортажа 1 Канала
Однако, опровергая, по их словам, «диванных аналитиков», прокремлевские журналисты в очередной раз «засветили» на своих фотографиях кассетные боеприпасы (в предыдущий раз это произошло еще в 2015 году на авиабазе Хмеймим, вопреки заявлениям Минобороны, что российская авиация такие боеприпасы в Сирии не применяет). Теперь, благодаря провластным СМИ, выяснилось, что эти боеприпасы применяются асадовской авиацией и, судя по всему, были недавно поставлены из России.
Справка: кассетные боеприпасы представляют собой контейнеры, содержащие несколько небольших суббоеприпасов или, иначе, боевых элементов (фактически мелкокалиберных бомб). Они открываются в воздухе, рассеивая суббоеприпасы по большой площади. Часть суббоеприпасов при этом не взрываются, что делает их потенциально опасными для местных жителей, в первую очередь детей. Кассетные боеприпасы запрещены международной конвенцией, к которой, впрочем, не присоединились такие страны, как Китай, Россия, Сирия, Саудовская Аравия, США и Украина.
Что за боеприпасы оказались на Шайрате?
БКФ (блок контейнерный фронтовой авиации) — контейнер для мелкокалиберных бомб, загружаемый в несбрасываемый контейнер КМГУ (контейнер малогабаритных грузов универсальный). КМГУ раскрывается в полете (сам он при этом остается под крылом), а сбрасываемые из него блоки, в свою очередь, рассеивают суббоеприпасы (которые могут быть довольно разнообразны, включая также блоки БКФ-КС и БКФ-П с химическим снаряжением).
Блоки БКФ АО-2,5РТ несут по двенадцать 2,5-килограммовых осколочно-фугасных авиабомб АО-2,5РТ. В контейнер КМГУ помещается до 8 блоков БКФ — то есть до 96 АО-2,5РТ (для сравнения, в широко применяемой в Сирии бомбовой кассете РБК-500 АО-2,5РТМ помещается 108 суббоеприпасов)
На блок БКФ АО-2,5РТ немного похож блок БКФ АО-2,5РТМ (на графике снизу он показан слева, шестиугольная проставка между двумя шестерками боевых элементов в нем отсутствует):
БКФ АО-2,5РТ обнаружили в Ираке в 2015 году боевики ИГ. Это говорит о том, что такие блоки поставляются (или поставлялись) не только в Сирию, но и в другие страны.
Эти контейнеры существенно отличаются от кадров с авиабазы Шайрат. Мы предполагаем, что на фотографиях с авиабазы видна тара, внутри которой транспортируются контейнеры и из которой они перед вылетом извлекаются и заряжаются в КМГУ.
Применяются ли БКФ АО-2,5РТ в Сирии?
На некоторых фотографиях тара от контейнеров БКФ выглядит довольно старой. Судя по этим фото, она вполне могла находиться на авиабазе в течение нескольких лет, как, например, неисправные самолеты, не тронутые американцами.
Однако имеющиеся в открытом доступе фотографии, опубликованные российскими журналистами, а также сторонниками и противниками Асада, позволяют предположить, что в 2016 году асадовская авиация начала активно использовать контейнеры БКФ АО-2,5РТ после длительного перерыва.
11 сентября 2016 года сирийский медиаактивист Махмуд аль-Алуш опубликовал в Твиттере фотографии, снятые, по его словам, в анклаве сирийской оппозиции на севере провинции Хомс (судя по логотипу, местным отделением Сирийской гражданской обороны, также известной как «Белые каски»). Накануне, 10 сентября, сообщалось о применении кассетных боеприпасов в этом районе.
В этих фотографиях обращают на себя внимание две детали. Во-первых, на одном из неразорвавшихся суббоеприпасов частично видна маркировка «АО-2,5РТ». После долгого перерыва в использовании кассетных боеприпасов в Сирии, окончившегося вступлением в войну России, применялись их модернизированные аналоги АО-2,5РТМ, доставляемые в разовых бомбовых кассетах РБК-500.
Во-вторых, фрагменты контейнеров на фотографиях разительно отличаются от РБК-500 АО-2,5РТМ, содержат, судя по всему, 12 суббоеприпасов и похожи на другие изображения БКФ АО-2,5РТ.
На снимках, обнародованных коммерческим поставщиком спутниковых снимков Planet Labs, видно, что куча использованной тары от контейнеров БКФ у ангара образовалась в основном с 10 по 26 октября 2016 года, хотя, возможно, незначительное их количество присутствовало еще на первом снимке:
Это говорит об интенсивном использовании сирийской авиацией кассетных боеприпасов БКФ АО-2,5РТ как минимум в сентябре и октябре 2016 года.
Дополнительным доказательством использования таких боеприпасов авиацией Асада является наличие на фотографиях с Шайрата многочисленных контейнеров КМГУ, в том числе у ангаров с действующими самолетами:
Скорее всего, перерыв в применении асадовскими силами кассетных боеприпасов объясняется истощением их запасов, и решение наверняка обеспечила Россия. Это, а также наличие на Шайрате разовых бомбовых кассет семейства РБК (вероятно, РБК-500 ЗАБ-2,5СМ), позволяет предположить, что Россия не только применяет в Сирии кассетные боеприпасы, но и поставляет их режиму Асада.
Выводы
- Предметы, похожие на контейнеры для химического оружия, замеченные на фотографиях с сирийского аэродрома Шайрат, оказались кассетными боеприпасами БКФ АО-2,5РТ;
- Сирийские правительственные ВВС вновь начали применять эти боеприпасы в 2016 году;
- Последний раз кассетные боеприпасы применялись сирийскими правительственными ВВС в 2013–2014 годах, что указывает на то, что они могли быть поставлены Российской Федерацией после ее вступления в войну.